Компания Accenture выяснила, что 6 из 10 потребителей банковских и страховых услуг согласны предоставлять свои персональные данные в обмен на скидки и специальные предложения.
По мнению экспертов Accenture Russia, в России процент клиентов, готовых делиться информацией о себе, еще выше. Это связано с малой информированностью об угрозах раскрытия собственных данных.
Компания Accenture провела глобальное исследование потребителей банковских и страховых продуктов и услуг среди 47 тыс. человек в 28 странах мира. Выяснилось, что больше половины опрошенных готовы раскрыть свои личные данные: информацию о доходе, текущем местоположении, привычках и образе жизни.
В обмен на персональную информацию потребители рассчитывают на снижение стоимости услуг банков, страховщиков и другие привилегии. 79% клиентов готовы рассказать о себе взамен на признание их более благонадежными клиентами, чем в среднем по рынку. 81% заемщиков готовы предоставить банкам сведения о своей локации и образе жизни в случае более быстрого одобрения займов.
Заемщики хотели бы в ответ на свою лояльность получать советы от банков по экономии средств на основании мониторинга повседневных трат (57%), а также регулярные уведомления о доступном остатке до ближайшей зарплаты (51%). Несмотря на готовность делиться личными данными, 75% опрошенных признались, что обращаются с информацией о себе крайне осторожно. Они назвали возможную утечку данных второй по счету причиной для прекращения обслуживания в банках и страховых компаниях, после повышения цен.
Исследование Accenture фиксирует разную степень готовности делиться личными данными в зависимости от страны. Выше всего показатель в Китае – 67%, в США он составил 50%, в Европе — 40 %.
По словам Павла Родыгина, главы направления Interactive в Accenture Digital Russia, в России менее щепетильное отношение потребителей к своим персональным данным, чем в Европе и США: «Думаю, мы здесь ближе к Китаю. Это обусловлено большей чувствительностью к цене и меньшей информированностью об угрозах, связанных с раскрытием собственных данных».
По его словам, на готовность россиян делиться персональной информацией влияет в первую очередь возможность банка или страховой компании предложить за это более комфортную для потребителя цену. В свою очередь финансовые организации в условиях высокой конкуренции готовы расширять системы оценки рисков клиентов за счет получения от них дополнительных данных.
По мнению Павла Родыгина, банки активнее, чем страховые компании, наращивают портфель физлиц, готовых делиться данными о себе: «Банки взаимодействуют напрямую с клиентами намного чаще и обладают более развитыми технологическими платформами. Страховые компании, напротив, испытывают недостаток в прямом взаимодействии с потребителями своих услуг. Страховщики в общей массе находятся в поиске дополнительных источников для увеличения информации о клиенте и тестировании влияния новых данных на рисковый профиль потребителей».
Как бы то ни было, банки и страховщики будут в ближайшем будущем только усиливать работу по сбору личных данных у физических лиц, констатируют эксперты Accenture. Те из игроков, кто не воспользуется открывающимися возможностями для построения нового потребительского опыта, рискуют потеряться на фоне более успешных конкурентов, говорится в исследовании.
«С точки зрения российской специфики можно выделить бурное развитие финансовыми компаниями дополнительных околофинансовых сервисов. Например, платформа по выбору жилья. Такие сервисы дают дополнительный трафик и новые сведения о клиенте. Самое главное в этой конфигурации – сбор информации не заставляет клиента выполнять дополнительную «работу», даже наоборот – клиент получает сервис, упрощающий его жизнь», — заключает Павел Родыгин.
По его словам, выход банков и страховщиков в бизнес экосистем уже происходит на отечественном рынке и будет одним из важнейших трендов в ближайшей перспективе.